национальный музей
тараса шевченко

укр рус eng

К 250-летию Эрмитажа

В XIX в. художники-крепостные называли Эрмитаж свободной Академией искусств. Тарас Шевченко посещал Эрмитаж еще до освобождения от крепостной зависимости. Аполлон Мокрицкий в дневнике оставил запись от 8 апреля 1838:

«Скоро пришел Шевченко, и мы отправились в Эрмитаж. С большой пользой вели мы разговор в этом святилище, и на этот раз больше, чем когда-либо, я увидел достоинства в вещах первоклассных мастеров... Я измерил их талантом Брюллова и удивлялся его неохопности... Вечером был у Брюллова, рассказывал ему о своей прогулке в Эрмитаже. Он очень одобрял ее, советовал чаще их делать, говоря «чаще бы ходить в Эрмитаж, чем на почту»...».

Высоко ценя творчество великих мастеров прошлого, Карл Брюллов поощрял молодых художников изучать коллекцию Эрмитажа, при случае читал лекцию, сравнивая между собой полотна Д.-Р. Веласкеса, Г. Рени, А. Корреджо, П.-П. Рубенса, А. Ван-Дейка и объясняя их преимущества. В повести «Художник» Т. Шевченко вспоминает: «Нередко случалось мне бывать в Эрмитаже вместе с Брюлловым. Это были блестящие лекции теории живописи. И каждый раз работа заключалась Теньер и в особенности его «Казармой». Перед этой картиной надолго, бывало, он останавливался и после восторженного, сердечного панегирика знаменитому фламандцу говаривал: «Для этой одной картины можно приехать из Америки»...».

В предвкушении близкого освобождения из ссылки художник записал в Дневнике 26 июня 1857: «Но почему не могла верить мне, что я хотя к зиме, но непременно буду в Петербурге? Увижу милые моему сердцу лица, увижу мою прекрасную Академию, Эрмитаж, еще мной не виденный, услышу волшебницу оперу». Вернувшись в Петербург 27 марта 1858 вечером, Т.Шевченко 31 марта записал в Дневнике свое впечатление от только что открытого нового Эрмитажа: «С художником Лукашевичем был в Эрмитаже. Новое здание Эрмитажа показалось мне не таким, как я его воображал. Блеск и роскошь, а изящества мало». С этого времени в Дневнике художник более или менее подробно записывал каждое посещение Эрмитажа: «Были с Семеном в Эрмитаже, в отделении древней и новой скульптуры. Я не воображал в таком количестве остатков древней скульптуры в Эрмитаже, вероятно, они собраны со всех дворцов. Прекрасная мысль. В отделении новой скульптуры меня очаровал Танерини своей умирающей Душенькой и обидно разочаровал покойник Ставассер своей неуклюже русалкой. Смотрели музей древностей, библиотеку и на первый раз тем кончили. Внимание устало. Залы музея отделаны с большим вкусом, нежели картинная галерея» (запись 2 мая 1858). В то время начальником 2-го отдела Эрмитажа - картинной галереи - был Ф. Бруни, хранителем отдела эстампов - М. Уткин. В Эрмитаже состоялось важная для Т. Шевченко встреча с Ф.Йорданом: «Был в Эрмитаже один без Семена. Его утомила вчера античная галерея и древности, и он отказался мне сопутствовать. Лентяй! В Эрмитаже встретился и познакомился со знаменитым гравером Иорданом. Он слышал о моем намерении заняться акватинтой и предложил мне свои услуги в этом новом для меня деле. Обрадованный его милым, искренним предложением, я обошел два раза все залы с целью выбрать картину для первой пробы избранного мною искусства. После внимательного обозрения остановился я на эскизе Мурильо «Святое семейство». Наивное, милое сочинение» (Запись 3 мая 1858).

5 мая 1858 года Тарас Шевченко в Эрмитаже встретил Г. Михайлова, своего давнего товарища по петербургской Академии искусств и обошел с ним картинную и античную галереи. Далее в дневниковых записях: 8 мая - «...собрался идти в Эрмитаж...», 10 мая - «Начал работать в Эрмитаже»; 11 мая - «Работал в Эрмитаже до трех часов»; 15 мая - «Ушел в Эрмитаж и работал до трех часов»; 20 мая - «До трех часов работал в Эрмитаже».

Шевченко не раз вспоминал имена западноевропейских художников, чьи произведения открыл ему Эрмитаж: Я. ван Рёйсдала, А. ван Остаде, Д. Тенирса, Рубенса, Ван Дейка, Корреджо, Рафаэля, Пуссена, Веласкеса, Ж.-Б. Греза, К.-Ж. Верне, Рени, Шанерини, Б.-Э. Мурильо.

ероятно, что упомянутые в повестях «Близнецы» и «Художник» Д.Флаксман, Б.Торвальдсен, Класс Берга, Дж.Вольпато, Одран, Дж. Мартен, Ш. Штейнбен, Д. Доменикино, Г. Гольбейн младший, Т. Гюден , А. Калам, Гверчино, А. Ватто, Ф.-В.-Е. Делакруа и др. были известны Шевченко также благодаря коллекциям Эрмитажа.