национальный музей
тараса шевченко

укр рус eng

АВТОПОРТРЕТ ШЕВЧЕНКА 1840 ГОДА У ФИЛАТЕЛИИ И ЭРРИНОФИЛИИ

  Филателистическая Шевченкиана богата и разнообразна. Она является наиболее популярной отраслью украиники для коллекционеров марок и настолько большой, что для ее экспонирования были бы нужны огромные площади. Поэтому филателисты уже несколько десятилетий разрабатывают отдельные темы и сюжеты из жизни и творчества украинского гения. Однако в их фокус внимания как отдельная тема пока не попадал автопортрет Т. Шевченко 1840 года. Между тем для художника это произведение является знаковым, ведь именно оно открывает серию из более чем 30 живописных и графических автопортретов, которые художник создал в 1840-1860-х годах.

Для классических филателистов почти не интересны непочтовые марки. В то же время украинские эмигранты и их организации создали с помощью марок и конвертов в ХХ веке целый культурный пласт. Он ярко отражает культурные предпочтения и политические настроения украинцев во всем мире, в том числе - несет информацию о наследстве Т. Шевченко, а поэтому представляет большой интерес для коллекционирования. Сбором непочтовых марок занимаются поклонники ерринофилии.

 

 

 

 

К 175-летию создания первого живописного автопортрета украинского художника в Национальном музее Тараса Шевченко с 16 мая по 22 июля 2015 работала выставка «Автопортрет Шевченка 1840 в филателии и ерринофилии». Залы музея стали оптимальным местом для такого мероприятия, ведь именно здесь экспонируется это произведение. Во время виставки впервые была предпринята попытка представить публике отображения автопортрета Шевченко 1840 года на марках, которые выпускались с 1939 года до наших дней.

Организаторы выставки - ОО "Таврическая гуманитарная платформа" и Национальный музей Тараса Шевченко. Куратор мероприятия - координатор Таврической гуманитарной платформы Андрей Иванец.

На выставке посетители имели возможность увидеть марки, конверты, отпечатки памятных почтовых штемпелей, открытки и картмаксимумы, которые выпускались официальными почтовыми администрациями и неправительственными организациями. Абсолютное большинство филателистической и ерринофилистической продукции, которая экспонировалась, содержит изображение автопортрета Т. Шевченко 1840 года. Основные экспонаты для выставки взяты из коллекции крымского историка, координатора Таврической гуманитарной платформы Андрея Иванца и фондов Национального музея Т. Шевченко. Организаторы выставки выражают искреннюю благодарность Центру исследований освободительного движения (Львов) и киевским филателистам Олегу Козицкому и Виталию Струтинскому за любезное предоставление части экспонатов.

Посетители смогли ознакомиться с почтовыми марками и блоками Украины, Болгарии, Парагвая, СССР, Чехословакии, почтовыми штемпелями США, а также с непочтовых марками и блоками организаций украинской диаспоры Аргентины, Великобритании, Германии, США и Канады. В частности, в экспозиции была представлена продукция филателистического отдела Украинского музея в Кливленде (США), Украинского центра репрезентации в Аргентине, Организации государственного возрождения Украины (США), Общества друзей Капеллы бандуристов в Детройте (США) и др. Отдельная витрина посвящена маркам и блокам Заграничного почтового отдела Украинской подпольной почты (Германия / США), который во второй половине ХХ века сделал в эмиграционных организаций наибольший вклад в создание непочтовых марок. Не остались без внимания также и современные непочтовые марки посвящены автопортрету 1840 года.

Материалы выставки позволили увидеть с неожиданного ракурса одну из жемчужин творческого наследия Тараса Шевченко - автопортрет 1840, а также ярко свидетельствуют о неподдельном интересе к ней в Украине и в разных уголках мира.

Вашему вниманию представлен фотоотчет с торжественных церемоний спецгашение маркированных конвертов по случаю выставки, а также образцы тематической филателистической продукции можно приобрести в кассе Национального музея Тараса Шевченко.


Впоследствии на сайте ожидайте появление каталога выставки с освещением наиболее интересных для зрителей экспонатов.