национальный музей
тараса шевченко

укр рус eng

Шевченкиана в украинской тонкой керамике

В помещении Национального музея Тараса Шевченко со 2 марта по 7 апреля состоялась выставка «Шевченкиана в украинском тонкой керамике». Организаторы выставки поставили перед собой задачу дать представление современному зрителю об отечественном фарфоровом и фаянсовом производстве на примере уникального художественного явления в украинском декоративном искусстве - тематических произведений, посвященных Тарасу Шевченко и его творчеству.

В общем в экспозиции представлены фаянсовые изделия авторского исполнения ведущих украинских художников и скульпторов: А. Рапай, Б.Сандомирською, Н.Молдаван, А.Сорокина, М.Тимченко, П. Иванченко, Е. Мандичем, К. Цыбулевский, О. Яроша, А. Надулищевою, В. и М. Трегубова, М.Вронського, Балавенского Ф.П., Моисеенко и др., - выпускавшиеся фарфоровыми заводами Украины: Будянский фаянсовый завод, Киевский экспериментальный керамико-художественный завод, Городницкий фарфоровый завод, Коростенский фарфоровый завод, Барановский фарфоровый завод, Полонский фарфоровый завод, Довбышский фарфоровый завод и др.

Целью данной выставки стало привлечение внимания к проблеме почти полного исчезновения в Украине фарфорового производства, история которого началась в конце XVIII в. За своё более чем 200-летнее существование оно развилось в мощную отрасль промышленного масштаба. В 2000 году в Украине действовало около 20-ти фарфоровых и фаянсовых предприятий, изготовлявших изделия, которые пользовались широким спросом на внутреннем рынке и экспортировались в разные страны. Уже в 2007 году наблюдается резкое сокращение количества работающих заводов - около 7. В большинстве производство было сосредоточено в Житомирской области. Украинская фарфоровая продукция приобрела большую популярность за рубежом. Флагманом фарфорового производства в Украине в течение длительного времени был Коростенский завод, который входил в десятку лучших фарфоровых заводов Европы. Сегодня, как видим, фарфорового производства не технического назначения в Украине не существует.

Самым старым по времени основания (1799 гг.) был Городницкий фарфоровый завод в Житомирской области, который создали на средства Юзефа Чарторыйского и принадлежавший акционерной компании Корецкого мануфактуры. Качество изделий было настолько высоким, что продукция с успехом экспонировалась на международных тематических выставках в Брюсселе, Брно, Лейпциге. После модернизации работы завода во второй половине XIX в. к труду начали приглашать мастеров из Европы. До революции на предприятии работали художники и скульпторы из Франции и Чехии. Среди отечетвенных мастеров над ассортиментом завода работали такие выдающиеся личности, как Г. Марчук, Ю. Гаврилюк, А. Крыжановский, С. Мосийчук, Т. Крыжановская, И. Хоменко. В 50-х годах на заводе работал В. Щербина. Разрабатываются модели жанровой и анималистические скульптуры, тематическая скульптура, бюсты выдающихся деятелей, в том числе и Тараса Шевченко. Завод прекратил свою деятельность в 2011 году.


После открытия в 1802 году месторождения каолина в Барановке, что в Житомирской области, Михаил и Франтишек Мезеры заложили фаянсово-фарфоровую фабрику. Качество производства позволила предприятию завоевать авторитет при царском дворе, что дало право заводу ставить на собственных изделиях имперский знак с государственным гербом. Посуда, вазы, десертные сервизы Барановки неоднократно с успехом были представлены на выставках в Венеции (1910), Риме (1911), Барселоне (1913), Лондоне (1913-1914). За время работы завода на нем работал талантливый коллектив скульпторов и живописцев В. Покосовська, Д. Гоч, А. Жникруп. Завод обанкротился вскоре после Городницкого в 2012 году, но до сих пор в Барановке функционирует музей, заложенный еще во времена работы предприятия, где хранится коллекция продукции завода, является одним из лучших образцов керамического искусства в Украине и Европе.

Отметилась в развитии керамико-художественной дела и Харьковская область. Одним из флагманов фарфорового производства в течение многих десятков лет был Будянский фаянсовый завод под Харьковом, основанный в 1887 году с первоначальным названием «Ново-Харьковская фабрика М. С. Кузнецова в селе Буды». Тамошние керамисты разработали свой собственный уникальный стиль - «Будянский фаянс», - по которому узнается любое изделие, изготовленное на заводе. Техника производства постоянно совершенствовалась и новое европейское оборудование сразу внедрялось в работу в Будах. После революции, как известно, завод был национализирован, а во время Второй мировой войны - полностью уничтожено. Работа возобновилась уже в 1953 году, а в 2000 - объем производства достиг 20 млн. единиц продукции в год. За время своей деятельности коллектив завода достиг немалых высот: большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже (1889) право «Обществу М. С. Кузнецова», куда входил Будянский завод, называться «Поставщик Двора Его Императорского Величества» (1902), лауреат национального конкурса «Высшая проба» (2003). Однако в 2006 году завод был ликвидирован.

Несколько лучшая участь постигла Довбышский завод, основанный 1823 году польским помещиком Пшебельським. Во время революции завод, конечно, был национализирован и назван Мархлевским в результате переименования города, а в 30-х годах ХХ в. ему присвоено имя польского политического деятеля Феликса Кона. С начала работы завод не имел в своем составе отечественных мастеров, так скульпторов и художников приглашали с Европы, по крайней мере до послереволюционной национализации. Однако довольно быстро благодаря притяжению производства до использования в росписях керамики украинских народных орнаментов и мотивов наши мастера смогли взять на себя создание ассортимента на уровне европейских образцов фарфоровой искусства. Среди них В. Панащатенко, М. Котенко, А. Ярош, Н. Коломиец, В. И. Климко. С 1972 завод активно осваивает технику кобальта с цировкой, что стало визитной карточкой завода и составило 40% общего объема производства.

В 1903-1904 годах был открыт известный фарфоровый завод в Коростене поляком А. К. Пржибильським. За свою историю он пережил немало перипетий и разрушений, особенно после Второй мировой войны. Вопреки всему завод получил международные награды, а среди его коллектива творили такие известные скульпторы, как В. Яцевич, В. и Н. Трегубов. В 1963 году завод получил государственный заказ на изготовление сувениров по мотивам произведений Т. Г. Шевченко с целью отправки их в США. К сожалению, такой выдающийся по размаху и потенциалом своей деятельности завод в 2012 году было также ликвидировано. При Коростенском доме культуры действует комната-музей завода.

Выставка «Шевченкиана в украинском тонкой керамике», как видим, доказывает, что шевченковская тема довольно широко была представлена в фарфоровом производстве. На мотивы произведений Тараса Шевченко были созданы многочисленные сувениры, скульптурные композиции, вазы и блюда с портретами поэта. Фигура и творчество Тараса Григорьевича привлекала внимание многих известных мастеров керамического искусства, работавших на базе упомянутых выше заводов. В частности ведущим скульптором Коростенского завода был Трегубов Николай Семенович. Именно он вместе со своей женой, Трегубовой Валентиной Михайловной, которая была главным художником завода, присоединился к проекту реализации заказа сувениров по мотивам произведений Шевченко для США в 1963 году. Керамические произведения супругов сегодня хранятся во многих музеях Украины: в Национальном музее Тараса Шевченко, Национальном музее украинского народного декоративного искусства и др. Среди их работ находим такие тематические произведения, как пловничка «Солнце» к 150-летию со дня рождения Т. Шевченко, скульптурная композиция «Памяти Кобзаря», скульптура «Служанка» и многие другие.

Одним из самых выдающихся мастеров искусства тонкой керамики считается Иванченко Петр Михайлович, который был директором и главным художником Полонского фарфорового завода. За время своей творческой деятельности он занимался разработкой и внедрением новых форм производства и стал известен как автор больших тематических ваз, которые постоянно демонстрировались на республиканских выставках. Среди ваз с портретами политических деятелей и писателей главное место занимают портретные изображения Тараса Шевченко, вазы с которыми хранятся в музеях Киева, Винницы, Канева и Полонного.

Широко Шевченкиану в фарфоровом производстве продвигал брат Петра Михайловича, Иванченко Павел Михайлович. К юбилею Тараса Шевченко художник создал ряд выставочных произведений: фарфоровые вазы, на двух из них в технике масляной живописи он изобразил погрудные портреты художника, на третьей - фигура поэта на набережной Невы в Петербурге, на четвертой - композицию по поэме «Варнак» с одной стороны, а с другой - разговор героя с автором поэмы. Все вазы хранятся в НМТШ.

Украинский художник-керамист Вицько Иван Михайлович творчески отличился на многих фарфоровых заводах Украины, в частности на Барановском. Он создавал бытовую и декоративную посуду и скульптуры-портреты из фарфора, фаянса, керамики, украшая их традиционными мотивами украинского народного искусства и тематическими композициями. В стиле декоративного искусства художник выполнил в 1969-х гг. блюда с портретом Кобзаря "Т. Г. Шевченко »,« Тарас Шевченко-солдат », а также блюдо «Катерина» (все - 1961 - 1964рр.). Произведения художника хранятся в Национальном музее украинского народного декоративного искусства и других музеях Киева и Полтавы.

Современное фарфоровое искусство Украины не только поддерживает установленный мастерами предыдущих эпох качественно-эстетический уровень, но и повышает его, совершенствуя технические и художественные варианты реализации творческих замыслов. На выставке фарфора, посвященной Тарасу Шевченко, особое место заняли изящные высокохудожественные наперстки и чашки авторства Елены Жерновой. Большой вклад в реализацию выставки сделали украинские коллекционеры фарфора - Воронов С. В.

Выставка «Шевченкиана в украинской тонкой керамике» продемонстрировала нам, какими культурными сокровищами владеет наше сегодняшнее общество и, хотя источники его в виде целой отрасли производства мы стремительно теряем, но нашей задачей является сохранение существующего объема этих особо хрупких и изящных художественных достижений.


Читайте о выставке «Шевченкиана в украинском тонкой керамике» - «Фарфор-посвящение Кобзарю"