национальный музей
тараса шевченко

укр рус eng

История коллекции

История коллекции началась сразу после смерти Тараса (10 марта 1861 г.). Он, как известно, умер в Петербургской Академии искусств, в небольшой мастерской, которая служила художнику и домом, и рабочим убежищем. Все вещи, которые были в той мастерской, стали основой для будущего собрания. Художник Григорий Честаховский, который в последние годы жизни Шевченко был для него особенно близким другом, составил описание художественных произведений, рабочих принадлежностей и других вещей, которые в то время находились в мастерской, и долгое время хранил их у себя. Вскоре Честаховский передал эти сокровища черниговскому коллекционеру-меценату Василию Васильевичу Тарновскому-младшему.

Передавая сохраненное с петербургской мастерской Шевченко, Честаховский обозначил в сопроводительном письме Тарновскому, датированном 1888 г., что Тарасова наследство должно сохраняться именно в «национальном хранилище», то есть в музее национального значения.

Именно коллекция Тарновского, постоянно пополняясь, вскоре стала крупнейшей в Украине. Василий Васильевич предпочел передать ее в Киев, однако городская Дума побоялась принять такой дар: не каждому у власти хотелось оказаться среди покровителей поэта-бунтаря. Тарновский передал Тарасово собрание Черниговскому земству (1903 г.), а уже после октябрьской революции, в 1920-х годах, образовался Черниговский исторический музей, и Тарасова коллекция полностью перебралась туда, стала частью его коллекции.

Тем временем в Киеве началось формирование Академии наук и Института литературы (1926 г.), который стал носить имя Тараса Шевченко. Именно в институте накапливается огромная коллекция Кобзаря - его литературное наследие, живописные произведения и др. По правительственному распоряжению вещи Шевченко свозились в Киев отовсюду – как от частных коллекционеров, так и из государственных музейных учреждений. Столица Украины переезжает в Харьков, а с ней – и Институт литературы.

Однако в Киеве, на Козьем болоте (ныне - переулок Тараса Шевченко недалеко от площади Независимости), оставался уцелевший домик, в котором в свое время жил Тарас Григорьевич. Именно в нем поселился филиал Института литературы. И этот домик можно считать первым музейным домом Тараса Григорьевича в столице, первым его непосредственно киевским музеем с небольшой экспозицией.

Сам институт выехал тогда в Харьков. Литературная его часть осталась при нем же, а художественная выделилась в самостоятельную структурную единицу и в 1933 году образовала Галерею картин Шевченко. Ее основу составило собрание Тарновского из Черниговского музея.

В 1939 г. в Киеве открылась большая выставка по случаю 125-летия со дня рождения Тараса Григорьевича, поэтому большая часть Галереи картин вернулась в Киев. Прибыли экспонаты и из многих других городов. Вот такая фундаментальная выставка продолжалась в течение 1,5 года. По завершении юбилейной выставки правительство Украины своим решением от 20 сентября 1940 г. признало необходимым создать Центральный государственный музей Т. Г. Шевченко и расположить его в одном из лучших зданий Киева - Мариинском дворце (документы по организации этого проекта частично хранятся в фондах НМТШ).

К размещению музея Шевченко в этом дворце дело так и не дошло: помешала война. Поэтому фонды не так давно созданного Центрального государственного музея Т. Г. Шевченко, Дома-музея Т. Г. Шевченко на Козьем болоте, а также остатки Галереи картин Шевченко были эвакуированы вместе с фондами Третьяковской галереи в Новосибирск.

Дальнейшая история коллекции связана с формированием Государственного музея Тараса Шевченко в Киеве.