национальный музей
тараса шевченко

укр рус eng

Дворец Терещенко

В начале 40-х годов XIX века в Киеве на углу улицы Алексеевской (ныне Терещенковская) и Бибиковского бульвара (теперь бульвар Т. Шевченко) генерал от кавалерии Алферов построил двухэтажный дом, напоминавший букву «Г». Рядом (внизу по бульвару) вдова врача Степанова в 1862-1863 годах тоже построила двухэтажный дом. В 1871 году киевским городским головой был избран Павел Демидов князь Сан-Донато, который приобрел оба дома, один из которых заняли службы городской управы.

После незначительной перестройки дома соединили только достройкой второго этажа. В 1875 году дом купил сахаропромышленник и меценат Николай Артемьевич Терещенко (1819-1903), у которого было шестеро детей: Варвара, Иван, Александр, Мария, Ольга, Ефросиния.

По проекту архитектора Петра Федорова и при участии архитектора Рональда Тустановского М.А. Терещенко перестроил здание. Дом превратился в великолепный дворец, выдержанный в стиле итальянского Ренессанса. Вместо проезда во двор появился парадный вестибюль с роскошными трехмаршевыми лестницами из белого гранита и четырьмя колоннами из темно-зеленого гранита, поддерживающими потолок между первым и вторым маршами. Вестибюль украшен белым и серым мрамором, зеркалами, бронзовыми торшерами и люстрой, а плафон над лестничной частью расписано живописными панно по мотивам древнерусских былин. Автором их был известный художник Вильгельм Котарбинський, который принимал участие в росписях Владимирского собора в Киеве.

Дом стал прекрасным дворцом, в котором было 47 комнат с 40 каминами и печами. Второй этаж стал анфиладой парадных залов, стены которых были расписаны альфрейными орнаментами или обиты такой же тканью, которой обтянута мебель. Печи и камины были украшены соответствующими росписями, а потолки - богатой лепниной или росписями. Паркетный пол с искусно выложенных ценных пород дерева завершал изысканность дворца.

В просторных залах имения Николай Терещенко разместил художественную коллекцию, которая включала картины И. Айвазовского, И. Шишкина, И. Репина, В. Верещагина. После революции 1917 г. семья Терещенко эмигрировала за границу, здание было экспроприировано и в 1924 году передано Всеукраинскому фотокиноуправлению (ВУФКУ). С 1930 года здесь находился киноинститут.

После войны, когда встал вопрос о размещении музея Т. Шевченко, был выбран именно этот архитектурный памятник. Не последнюю роль сыграло и расположение дома возле памятника Т. Шевченко и Киевского университета, который уже тогда носил имя великого Кобзаря. При содействии заместителя Председателя тогдашнего правительства Украины поэта Николая Бажана, а также Павла Тычины и других деятелей украинской культуры в 1947 году здание было передано Государственному литературно-художественному музею Т. Г. Шевченко. Именно здесь, в здании, где мог бывать Тарас Шевченко, 24 апреля 1949 открыт Государственный музей Тараса Шевченко.

После научной реставрации 1985-1989 гг. здания возвращены первоначальный вид со всеми присущими ей архитектурными особенностями.