национальный музей
тараса шевченко

укр рус eng

Литературное творчество

«Странное, однако ж, это всемогущее призвание. Я хорошо знал, что живопись – моя будущая профессия, мой насущный хлеб. И вместо того, чтобы изучить ее глубокие таинства, и еще под руководством такого учителя, каков был бессмертный  Брюллов, я сочинял стихи, за которые мне никто ни гроша не заплатил и которые, наконец, лишили меня свободы, и которые, несмотря на всемогущее бесчеловечное запрещение, я все-таки втихомолку кропаю».

Т. Шевченко «Журнал». 1 июля 1857 г.

 

От Летнего сада к петербургской славе

Свои стихи Тарас Шевченко начал писать еще крепостным в Летнем саду белыми петербургскими ночами и творил на языке, который не имел на то время даже нормированного алфавита. Его романтическая поэзия преподнесла украинскую литературу и сразу стала для украинского читателя таким же образцом романтической традиции, как стихи В. Жуковского, А. Мицкевича, Д. Байрона или романы В. Скотта. С первых стихов сохранилась баллада «Порченая».

Учась в Петербургской академии искусств у великого Карла Брюллова, чье имя было тогда известно всей Европе, Шевченко становится любимым учеником художника. Но чем больше он чувствовал себя художником, тем сильнее была внутренняя потребность творить поэзию.

В 1838-1839 гг. написано такие произведения, как «Думка» («На что черные мне брови...»), «Тарасова ночь», «Катерина», «Перебендя», «Тополь», «К Основьяненко» и «Иван Подкова», вошедшие в «Кобзарь» 1840 г. – авторский сборник, название которого стало позднее названием всех изданий Шевченко-поэта и даже его вторым – поэтическим именем.

Книжечка с восьми стихов сразу получила огромный успех у читателей. Своими стихами Шевченко представил украинское слово новой художественного качества, которого достигали его современники. Несмотря на высокую для того времени цену – один рубль серебром, сборник разошолся за две недели и стал раритетом еще при жизни его автора. Изданных тысячу экземпляров на всех желающих не хватало, стихи среди сторонников распространялись в рукописных списках, что значительно увеличило количество читателей. В своих воспоминаниях А. Афанасьев-Чужбинский писал, что именно появление «Кобзаря» расшевелило апатию и вызвало любовь к родному слову.

 

«Три лета»

Весной 1843 года Шевченко, вместо желанного всеми учениками Академии путешествия в Италию, едет в Украину. Увиденное и пережитое здесь очень быстро победило идеализацию своего края, увлечения прошлым, казачеством, которым были полны стихи «Кобзаря». В стихах 1843-1845 годов, написанных под впечатлением путешествий по Украине (в литературе известны как период «трех лет»), заметный объективный, более критический взгляд поэта на тогдашнюю действительность. После первого путешествия появятся «Разрытая могила», «Чигрине, Чигрине...», «Сон» и другие произведения.

Получив звание свободного художника в 1845 году, Шевченко снова приезжает в Украину. Как художник сотрудничает в Киеве с Временной комиссией для разбора древних актов, много путешествует, рисует памятники архитектуры, культуры, живописные уголки и др. Поэтический цикл «трех лет» продолжится произведениями «Еретик», «Большой льох», «Кавказ», «И мертвым, и живым...», «Псалмы Давида», «Как умру, похороните ...» и др. Поэт записывает эти произведения в рукописный сборник «Три лета», который затем при аресте 1847 найдут при нем, и который станет главной причиной того нечеловеческого «под строжайший надзор с запрещения писать и рисовать». На несколько десятилетий сборник «Три лета» попадает в архив «Третьего отделения собственной его императорского величества канцелярии», а его автор – на десять долгих лет ссылки.

 

Захалявное творчество

Стихи, написанные в ссылке, составляют новый этап творческого развития Шевченко. Творческая эволюция Шевченко к простоте и естественности поэтического образа, к углубленному психологизму полно и ярко проявилась в его поэзии этих лет. Поражает и интенсивность творческого процесса Шевченко. Поэт написал более ста произведений, среди которых девять поэм. К тому же с десяти лет ссылки на активную поэтическую деятельность приходятся только первые три.

В отличие от периода "трех лет", Шевченко теперь почти не пишет откровенно политических произведений. Теперь уже явно доминируют христианские идеи любви. В это время в письме к графине А.Толстых поэт признается: «Господь отвел от глаз моих призму, через которую я смотрел на людей и самого себя. Он научил меня как любить врагов и тех, что нас ненавидят. А этого не научит никакая школа, кроме тяжелой школы испытаний и многочисленных долгих бесед с самим собой».

В Новопетровском укреплении Шевченко не напишет ни одной поэтической строки, однако в это время он обращается к прозе. В течение 1852-1857 гг. он создал около 20 повестей на русском языке, из которых до нас дошло только 9: «Служанка», «Варнак», «Княгиня», «Музыкант», «Несчастный», «Капитанша», «Близнецы», «Художник», «Прогулка с удовольствием и не без морали». Эти произведения раскрывают немало страниц жизненного пути их автора – детство, учеба в Академии художеств, поездки по Украине, года ссылки.

12 июня 1857 г. он начал свой Дневник, известный под авторским названием «Журнал».

 

«Любить свою Украйну...»

В последние годы Шевченко писал значительно меньше, чем в период "трех лет" или в Орской крепости на Кос-Арале – сказывались вынужденное семилетнее молчание, подорванное здоровье, личные проблемы. В 1857 г. было написано лишь две поэмы – «Юродивый», «Неофиты», 1858 г. – пять небольших стихотворений: среди которых афористичный триптих «Судьба», «Муза», «Слава»; 1859 г. – одиннадцать стихов и одну поэму; 1859 г. – тридцать пять стихов; в 1861 г. – один. Но это было время наивысшего подъема его гения, время обобщений предыдущих духовных поисков.

Лирика 1857-1861 годов в значительной степени обозначена большим влиянием Библии. Шевченко, пройдя свой крестный путь, предсказывает возрождение добра на земле, построение нового общества на принципах христианской любви, правды и искренности. Одной из форм поэтического осмысления будущего для Шевченко является его «подражания» библейским пророкам – Исайи, Иезекиилю, Осии. В это время Шевченко также пишет поэму «Мария», где образ Богородицы, ее материнское начало становится символом будущего.

Особенность этого периода в духовной жизни Шевченко, в том, что он смог, через горы времени увидеть будущее - будущее своего народа и всего человечества. 


Редкая культура имеет поэта, о котором было бы столько сказано и написано, как в Украине о Тарасе Шевченко. Он был для народа настолько «своим», что на протяжении последних ста лет его творчество фактически стала частью народной культуры.