национальный музей
тараса шевченко

укр рус eng

Выставка рушников XIX в. из коллекции дома-музея Тараса Шевченко

Новая выставка в литературно-мемориальном доме-музее Тараса Шевченко, по адресу пер. Тараса Шевченко, 8а, - «Стелись, судьба, рушниками» (Рушник XIX в. из коллекции дома-музея Тараса Шевченко).

Рушник - с древности и до наших дней - неотъемлемая часть нашей жизни: с ним рождались, крестились, отправлялись в дальний путь, женились и уходили из жизни. В Украине - многообразие рушников по назначению, материалу, технике. Рушник использовался в обрядах и ритуалах, выполняя специальное магическое действие («свивальник», «венчальный», «пидперизнык», «плечевой», «обыденный», «на смерть»). Важна и его декоративная функция («килковый», «стенной», «божник», «покутный»), а также утилитарная («утиральник», «посудный»).

Выставка охватывает период XIX - нач. ХХ в. и представляет преимущественно Среднее Приднепровье. Представлены рушники тканые, вышитые, набитые. Материал - домотканое полотно (конопляное и льняное), а также мануфактурное хлопковое (кролевецкий рушник), нити - фабричные и домотканые.

Одной из древнейших техник рушника является набивка. Известная со времен Киевской Руси, в XVIII-XIX вв. она достигла нового расцвета: одежду, скатерти, рушники украшали орнаментами с помощью специальной доски - «манеры». Экспонируется набитый рушник, изготовленный т.н. поверхностным набиванием. В центре сложной барочной композиции растительного характера - два больших красных петуха, символ света, огня. Назначение рушника могло быть разным - и утилитарным, и декоративным.

Рушники («образники», «иконники», «наобразники») украшали иконы в углу, создавали атмосферу торжественности. Кролевецкий рушник-«божник» выполнен переборным ткачеством характерными геометрическими орнаментами: вдоль одного берега тянутся зубчики, концы часто затканы орнаментом из звездчатых восьмиугольных розеток, в центре композиции - берегиня (роженица, тризуб, троесущность).

Не менее интересны три вышитых «образника», экспонируемые на выставке. Рушник с Черниговщины, вышитый «подольской качалковой вышивкой», имеет роскошный орнамент: «кисти», цветочная композиция («букет»), два голубя среди ветвей винограда, корона. Интересно, что концы рушника - из льняного полотна, а середина - из конопляного.

Среди обрядовых выделяются свадебные рушники. Сваты на украинской свадьбе осуществляют небесную миссию священного брака и в подтверждение этого их связывают рушниками. Рушник, вышитый полотенечным швом традиционным орнаментом красно-синими нитками, был «плечевым» у сватов, подчеркивал значимость этих свадебных чинов.

Магическое значение имел «обыденный» рушник. Такие рушники изготавливались из-за какого-либо бедствия - неизлечимая болезнь человека, эпидемия, война. Преимущественно «обыденники» ткались или вышивались за одну ночь - от заката до восхода солнца: нечетное количество женщин собирались в одном из домов и, не говоря ни слова, быстро делали работу. Целенаправленное вложение энергетики в изделие делало такой рушник уникальным по силе своего воздействия. «Обыденник» из нашей коллекции вышит швами «полотенечным» и «поверхницей» терракотовыми хлопчатобумажными нитками и орнаментированный «бесконечником», «вазонами», «букетиками». Вышивка не завершена - один край не обметан, не вышита нарисованная карандашом птица (символ души умершего).

Элегантный тканый переборным ткачеством (напоминает вышивку «занизывания») рушник-занавес со сдержанным геометрическим орнаментом. «Занавесы» украшали окна, стены, порой - иконы. Декоративное назначение имел и изысканный рушник, рельефно сотканный черными и бежевыми нитками по основе.

Упоминания о рушнике, искусстве вышивки многократно встречаются и в поэзии, и в прозе Тараса Шевченко. Поражает глубокое знание поэтом народной обрядности. Например, в пьесе «Назар Стодоля» настолько точно описаны и сватовство, и роль рушников при этом, что произведение можно использовать как руководство по народоведению. На офорте «Старосты» (1844) старосты перевязаны плечевыми рушниками, а на стене висит «килковый». Рушник с геометрическим орнаментом изображен и на офорте «Приятели» (1859).

Рушник был у нас в радости и в горе, язык его символики поддерживает временную связь, объединяет живущих с предками.