национальный музей
тараса шевченко

укр рус eng

Современность и традиция

На выставке «Неожиданный Шевченко», открытой в рамках проекта «Прививка от стереотипов» в начале марта, Национальный музей Тараса Шевченко представил портреты Тараса Григорьевича XIX и ХХ веков, которые долгое время не экспонировались. После смерти и до сегодняшнего дня в изобразительном искусстве украинский художник представал в разных образах: кобзаря, святого, пророка, революционера-демократа, греческого философа, изысканного петербуржца. И это понятно, ведь творчество Тараса Шевченко, как и его личность, всегда была неотъемлемой частью украинской культуры. Шевченковские идеи являются нетленными и будут актуальными всегда, однако трактовка образа Шевченко в каждый период истории отличается.

Итак, на выставке, которая проходит в Музее, современные художники показали каждый «своего» Шевченко. Среди произведений особый резонанс у небольшого числа посетителей старшего поколения вызвал «Пророк Украина» Николая Прокопенко. Название работы, показ художника полуобнаженного и в венке, с гиперболизированными чертами лица - является бунтом против нормативности, иронией, игрой. Субъективный взгляд Н. Прокопенко был расценен старшим поколением посетителей как вызов. Но сегодня каждый имеет право на свое видение, выражения своих мыслей. Произведение художника можно отнести к проявлению постмодернизма, появление которого привела борьба с соцреализмом, с идеологизированных искусством. Для постмодернизма в целом характерно отрицание культурного наследия, отказ от реалистического воспроизведения действительности, парадоксальность, свобода от клишированных смыслов, а главная ценность - радикальная субъективность, деформация образов. Крах рационализма, идеалов прошлых лет заставил человека обернуться против духовных достижений человечества. Как отметила искусствовед Ольга Петрова, «сегодня в искусстве много трагизма, отчаяния, а нередко даже цинизма, глумления и смеха. Они освобождают художника как от внешнего цензора, так и от ограничений в самом себе. Так свобода опасно приближается к вседозволенности». Здесь можно вспомнить также высказывание Иоанна Павла II: «Если у свободы нет цели, если она не желает знать нравственного закона, существующего в душах людей, и прислушиваться к голосу совести, то она оборачивается против общества и всего человечества». Искусство же постмодернизма учитывает нравственность, не воспринимает пафоса, стирает разницу между китчем и искусством. Эта выставка показывает художника вне канона, а различные трактовки его образа, представленные на ней, является поводом и толчком к переосмыслению и дальнейшей актуализации фигуры Тараса Шевченко.